Управляющая компания «Домашний уют»

В Череповце усилили работу по взысканию коммунальных долгов с горожан

Тема коммунальных долгов уже несколько лет является актуальной для Череповца. Она время от времени обостряется в разных интерпретациях. Тренд последних полутора лет — банкротство ряда управляющих компаний как следствие их нечистоплотности. В этом году прошло лицензирование УК, а городские власти вместе с ресурсниками усилили работу по взысканию долгов. И не только с УК, но и с ТСЖ, и с населения. К каким результатам мы пришли к концу календарного года?

Кто кому должен?

Общая сумма долга не всегда дает представление о ситуации на рынке. Тут даже одна цифра может шокировать. Так, например, по данным «Вологдаэнергосбыта», суммарная задолженность потребителей Вологодской области за электроэнергию уже превысила 2,2 миллиарда рублей. Но дело в том, что должники делятся на группы. Во-первых, юридические лица, которые должны ресурсоснабжающим организациям (в число юрлиц, кстати, входят и товарищества собственников жилья). Во-вторых, физические лица, которые могут быть должны как ресурсникам, так и управляющим компаниям. В-третьих, УК, которые должны ресурсникам. И в-четвертых, сами ресурсоснабжающие организации, которые тоже могут быть должниками даже друг перед другом.

Новый «кнут» для должников

В ноябре свои «пять копеек» в этот бурлящий фонтан бросило и государство, увеличившее пени за просрочку платежей. Вышел в свет новый Федеральный закон № 307-ФЗ от 03.11.2015 года. Он должен ликвидировать пробелы в законодательстве, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги за энергоресурсы. В него заложен принцип: чем больше задолжал, тем больше придется заплатить сверх задолженности. Так, пени за просрочку платежей за энергоресурсы для управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих предприятий вырастут в 2 раза по сравнению с теми, что есть сейчас, — с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ. А начиная с 4-го месяца просрочки — 1/130 ставки каждый день.

Для населения предусмотрен более мягкий режим. За первый месяц просрочки платежей пени начислять не будут. Со 2-го месяца — 1/300 ставки рефинансирования (сумма та же, что сейчас). Зато уже с 4-го месяца долга пени вырастут до 1/130 ставки. То есть собственникам, по каким-то причинам пропустившим один платеж, дана возможность реабилитироваться. А вот для тех, кто не платит месяцами и даже годами, денежное наказание станет более ощутимым.

Устанавливается еще и административная ответственность. Штрафы для юрлиц составят от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Должностные лица заплатят штраф в размере от 40 тысяч до 100 тысяч или могут быть дисквалифицированы на срок от двух до трех лет. В Череповце городские власти начали борьбу с долгами намного раньше, так как положение действительно было критическим.

90 % долга у 6 компаний

— На этот год мы ставили задачу свести к минимуму просроченные долги, — говорит мэр города Юрий Кузин. — Данные, которые мы имеем на сегодняшний день, неплохо характеризуют картину расчетов между управляющими компаниями, имеющими лицензии на обслуживание жилого фонда, и ресурсниками; 90 % общего объема долга приходятся на 6 компаний, в отношении которых будут приняты жесткие меры для скорейшего погашения задолженностей. Есть у нас и группа компаний-банкротов, по которым ведутся конкурсные производства. По ним предусмотрена программа претензионно-исковой работы, и задолженность тоже должна быть закрыта в течение года.

Многие компании перешли на прямые платежи, когда население рассчитывается за потребленные ресурсы непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Так, 58 % жилого фонда, или 987 домов, переведены на прямые расчеты за тепло и воду, 76,5 % — за электричество. Управляющие компании при такой схеме получают только плату за техническое обслуживание и текущие ремонты жилья. Но и при этом некоторые УК умудряются копить долги.

— Эти компании, как показывает практика контрольно-проверочной работы, используют не принадлежащие им деньги, неэффективно работают с населением по сбору платежей, — говорит Юрий Кузин. — Мы проводим регулярные совещания с этими управляющими компаниями, выдаем рекомендации, и в целом картина уже неплохая.

— Как еще городские власти могут влиять на управляющие компании в вопросе погашения долгов?

— Мы в этом процессе ежедневно. Каждую среду я провожу совещание, подводим итоги за неделю по текущим расчетам, по претензионной работе с должниками. Задача — добиться, чтобы 97 — 98 % населения города своевременно вносили платежи. Сегодня же картина такая: 85 % платят в первый месяц выставления счета, 10 % — во второй месяц и 5 % — в третий. Мы пытаемся сократить период расчетов до месяца-полутора. Второе направление — индивидуальная работа с руководителями УК и ТСЖ: мы приглашаем их для беседы, задаем вопросы, выводим на графики погашения задолженности, оговариваем сроки, оцениваем эффективность их работы. Что касается какого-то прямого воздействия, то для УК на данный момент это лицензирование. Для обладания лицензией одним из условий является своевременная оплата потребляемых ресурсов. Но мы пока этим рычагом не пользуемся.

Комиссия — плата банку

Еще один горячий вопрос — взимание комиссий при платежах за коммунальные услуги. Многие не понимают, почему надо платить дополнительно, и даже порой отказываются вовсе совершать платеж.

— Комиссию при совершении платежей берут банки, — говорит Юрий Кузин. — Это их платная услуга. Платежные центры выполняют функцию посредника. Следовательно, ту комиссию, что они платят банку, они переносят на клиента. Они дополнительных доходов с этого не получают, но отнести на себя расходы по этой услуге тоже не могут. Если бы комиссию компенсировали ресурсники, то на это пришлось бы отдать часть утвержденного тарифа. Но вот сейчас по «Водоканалу» принято решение комиссию не брать. В отношении платежных центров есть обоснованные претензии по задержкам платежей, когда человек приходит и платит, а деньги до ресурсников доходят через 2 — 3 месяца. Понятно, что никого не устраивает ситуация, когда гражданам начисляют пени за просрочку платежа по непонятным для них причинам. И нам бы хотелось полностью уйти от таких посреднических услуг, направив все платежи через расчетные центры, и выйти в итоге на единую квитанцию.

— В начале осени многие горожане получали повестки в суд из-за того, что платили в какой-то момент не «Металлургу», а напрямую ресурсникам или новым УК. Урегулирован ли этот вопрос?

— Это ошибка конкурсного управляющего. И ему были даны указания на этот счет: прежде чем выходить с исками к физическим лицам, он должен производить сверку между «Металлургом» и ресурсоснабжающими организациями. Только после этого можно выставлять претензии. А долги «Металлурга» останутся долгами этой УК и на население переложены ни в коем случае не будут.

Владимир Сентябрев